Мир вам братия и сестры.
Сегодня праздник блаженной Ксении Петербургской. Блаженная мати Ксения моли Бога о нас!
Почему Иисус Христос Сын Человеческий и Истинный Бог безстрастен?
Страсть - это то, что приносит страдание, по научению святых отцов Православной Церкви. Святые всю свою жизнь проводили в попытках избавиться от страстей духовных, а не только лишь телесных, страстей естества. Духовная брань против духов злобы поднебесной предполагает противление подвизающегося тем темным страстям, которые омрачают светлый лик боголюбивого человека, которые приводят совесть в неспокойное состояние, которые из смиренного делают тщеславного гордеца и гневливого судию. Страсти - это тот багаж, с которым человек не может войти в Царствие Небесное в силу своего неподобия Отцу Небесному, Богу Любви. Иисус Христос, Сын Человеческий, по Своей человеческой природе имел страсти естественные, ибо Ему необходимы были сон, пища, отдых и прочее, но в нашем падшем мире эти страсти присущи всякому, кто рождается в него. Однако, по внутреннему состоянию Своего Духа, Иисус Христос, на всем Своем жизненном Пути, любил и жалел людей, был кроток и милосерден, был терпелив и снисходителен к человеческим слабостям. Но почему же мы из раза в раз, зная, что Иисус Христос, будучи Человеком и во всем подобен Отцу Небесному, приписываем Ему страсти духа, которые, якобы, мы смогли узреть в Писании? Поразмышляйте над этим. Правильно ли вы толкуете некоторые места Евангелия, если прекрасно знаете, что гнев и осуждение есть грехи, и, грехи с которыми нам всем надо бороться, чтобы освободиться от них с Божией помощью.
Иисус Христос бесстрастен, но не безличен, как здесь часто можно услышать от оппонентов, которые считают, что отсутствие страстей делает человека чуть ли не истуканом. Бесстрастие есть отсутствие грехов, и у Христа их нет, но отсутствие грехов не умаляет личность, а лишь дает ей возможность просиять в своих лучших качествах любви, которые проявляют себя целым спектром добродетелей.
Прошу всех вас быть внимательными при наделении Иисуса Христа подобными низменными страстями, ибо вы тем самым Богу припишите то, что Ему не свойственно.
И еще, из сказанного выше легко можно увидеть, почему Бог не советовал людям судить ближнего. Суд есть страсть осуждения, а коль Бог Сам никого не судил, то значит и нам не желал того же, ибо это не спасительно и уподобляет нас лукавым бесам, которые только тем и могут заниматься, как судить Божее творение, искушая тем самым детей Отца Небесного.
Святые об этом:
Преподобный Исаак Сирин, Беседа 39
"Правильный образ мысли о Боге таков: благой Господь, Который во всем, что делает, стремится помочь разумным существам, направляет мысль о Суде на пользу тех, кто принимает этот трудный предмет. Ибо было бы в наивысшей степени гнусно и абсолютно богохульно полагать, что ненависть и обида существуют у Бога - даже против естества демонов, - или думать, что какая-либо иная немощь, или страстность, или что-либо еще, могущее появиться в процессе воздаяния за доброе или злое, относится, по способу воздаяния, к этому славному Естеству".
Преподобный Антоний Великий
Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благосклонным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако, как Он, будучи таков, о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним, то на сие надо сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит. Вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым.
А мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него. А сие значит не то, что Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили или переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость. Так что сказать: “Бог отвращается от злых” есть то же, что сказать: “Солнце скрывается от лишенных зрения”.
Аминь и Слава Богу!