Мир вам братия и сестры.
Непонимание в объяснениях о страданиях в мире связано с тем, что мы привыкли считать, что Бог нас наказывает через зло. Т.е. зло как-бы порождается Самим Богом и попускается в качестве вразумления для человека. Это логически выводится из представления о том, что Бог судит всякого нарушившего законы. Далее, обычно делают следующий вывод, если Бог судия, то и зло Он тоже попускает по Своему Личному желанию. Но, если это так, то в таком случае Бог не есть Любовь, ибо те страдания, которые испытывает человек, он склонен связывать с Богом, как его (человека) и учат окружающие. Все так и говорят друг другу (Вот тебя Бог наказал за то-то и то-то). Не кощунственно ли переводить наши домыслы о страдании от зла на Благого Бога Любовь? Ведь страдание порождается через своевольное отпадение от Божиего Промысла и контакта с князем тьмы и мира сего?
Бог ли есть источник зла, творит ли Бог что-то злое?
Может ли быть зло безличным, и если не может, и Бог не есть источник зла, то кто порождает зло?
Ответьте себе на эти вопросы честно, и не говорите больше о том, что Бог наказывает нас злом для нашего вразумления.
CТАРЕЦ ПОРФИРИЙ КАВСОКАЛИВИТ «АНФОЛОГИЯ СИМВУЛОН». / ЛЮБОВЬ ХРИСТОВА
Бог не наказывает
Старец жил Новозаветной любовью, именно эта любовь являлась критерием всех его оценок. Однажды я заговорил с отцом Порфирием о нравственном кризисе нашего времени, который благодаря впечатляющим успехам оптико-звуковых средств связи стал настоящей, еще невиданной по своим размерам в истории человечества, мировой эпидемией демонической апостасии. Старец, полный печали, соглашался, но ничего не говорил. Однако когда я сказал, что боюсь, что Бог попустит жесточайшие наказания для того, чтобы люди пришли в себя, он немедленно возразил: «Нет, Бог не наказывает. Человек сам себя наказывает, удаляясь от Бога. Как тебе объяснить? Вот – вода, а там – огонь. Я обладаю свободой выбора. Опускаю свою руку в воду – чувствую прохладу; кладу ее на огонь – получаю ожог».
Слава Пресвятой Троице!