|
Радуйтесь, как дети |
Преображение в личность.
Мир вам, братия и сестры.
Хотелось бы рассмотреть вопрос о том, откуда человеку следует черпать божественные энергии благодати, через которые формируется личность.
Бог не случайно привел человека в Бытие, вдохнув в него дыхание жизни [3 Езд 3:5]. Если даровал жизнь, значит и подает силы для ее осуществления. Каждый, кто имеет детей, знает, что немощное дитя еще и ходить не умеет, еще и толком не может выражать свои желания, но вы, тем не менее, храните его, окружая всяческой заботой. И ведете его по жизни, пока он не оперится, и не встанет на крыло. Не так ли поступает и Бог? Не беспокойтесь, что вам пить и есть [Мф 6:25-26], и каждый волос посчитан у вас на голове [Мф 10:30], говорит нам об опеке Отца Небесного. Всякий наверняка найдет массу вопросов и сомнений по этому поводу, но попробуем показать, что это действительно так.
Дитя, родившееся в мир, через чистые помышления родителей, благословлено Богом. Оно изначально получает огромное количество благодати, что можно видеть по реакции людей, которые соприкасаются с ним. Человек становится более умиротворенным, в нем раскрываются лучшие качества: доброта, долготерпение, любовь и подобное. Ребенок, пусть даже ничего не делающий полезного для семьи, и тем более общества, тем не менее, становится центром притяжения, и, как не странно, подачи благодати для соприкасающихся с ним. Это парадоксально, но это так и есть. Откуда в нем энергия? Разумеется от Бога. Это Его дар, дар безвозмездный, просто так.
Однако, дитя растет, и по мере взросления получает навык говорить, выражать свои мысли, слушать и понимать чему его учат, сначала родители и близкие, а потом и окружающий его мир. Мир же, как мы знаем, зажат в тиски добра и зла. В нем идет непрекращающаяся борьба за выбор между первым и вторым. В мире, на наковальне справедливости, высекаются искры для выживания из тех, кто уже вышел из детства, и кого теперь включили в это странное действо. И оно действительно странно. Ведь чего человеку по сути надо, будьте, как дети: беззлобными, доверчивыми, кроткими, радостными и любящими, и все у вас будет. Но правила нынче изменились и ребенок, оказавшийся в этом новом для себя состоянии, стоит перед холодной действительность, одинокий и покинутый всеми.
Возникает вопрос, куда же делась та благодать, которая растила и питала его с самого рождения?
Да никуда она и не девалась вовсе. Бог всегда и всем дает ее с избытком, просто надо уметь ей пользоваться, а не расточать. Дети малые еще безгрешны, у них сохранена связь с ангельским, божественным миром, они смиренны и доверчивы, в них избыток любви и радости. Останься они таковыми до конца своих дней, так бы и перешли в мир Горний, будучи ангелами по свой сути. Однако, мир через своих учителей, учит их обратному. Они познают грех, через вкушение от древа познания добра и зла. А дальше жизнь начинается катиться только под горку. Под горкой благодати маловато, надо тащить санки к вершине, чтобы глотнуть глоток чистого воздуха, чтобы еще и еще продлить свою жизнь. Так и мыкается бедная и обманутая душа до конца своих дней, время от времени вспоминая о прекрасном далеко.
Что же в таком случае делать?
Спаситель не случайно говорит: "не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" [Мф 13:3-4]. Заслуживает ли это утверждение нашего внимания? Думаю, что да, ибо вряд ли кто не хотел бы попасть в состояние всеобщей Любви, да еще на веки вечные.
Но коль так, то наверное должны быть и рекомендации, как осуществить предлагаемое. К счастью они есть, и есть, как это не странно, у монахов, которые сохранили эти знания до наших дней, получив их от своих старцев, а те от своих учителей и наставников, а те от Самого Христа Бога нашего. Давайте внимательно прислушаемся к их словам.
+++
Православная традиция утверждает, что человек растратил, дарованную от рождения энергию благодати, потерей целомудрия. Другими словами, подрастающий ребенок, получил греховные навыки, к которым он в итоге и прилепился, растрачивая по пути то, что ему было подарено в младенчестве. А именно:
Он утратил кротость и смирение. Стал менее сговорчив и капризен, по мере взросления своеволен и себялюбив. Эти состояния, как мы понимаем энергии не прибавляют, ибо Бог гордым противится [Иак 4;6][1 Пет 5:5].
Рассеял свой ум на грехах мира, остановив свое внимание, а значит и энергию, на низменном и второстепенном, забыв о его предназначении держать связь с Богом, Который ведет по жизни, с наименьшими падениями и растратой сил. Что, как мы понимаем, в конечном итоге тоже энергия.
Потеря смирения и рассеяние ума привело к ошибочным решениям и поступкам. Грех вошел в жизнь и забрал последнее из того, что было даровано от рождения. Отсюда и потеря целомудрия. Человек запутался, потерял ориентиры и впал в отчаяние. Такое состояние тем более не способствует накоплению благодати.
Что же предлагает нам Православная Церковь для излечения?
Православные святые утверждают, что одних лишь добрых дел и веры во Христа Бога хорошо, но все-таки еще недостаточно, ибо и язычники доброе делают [Мф 5:46-47], а бесы веруют и трепещут [Иак 2:19].
Человеку необходимо собрать воедино, растраченное им от рождения. И, преобразить свою жизнь, через: молитву [1 Фес 5:17], в том числе, ограждающую ум от внутренних и внешних лукавых помыслов; пост [Мф 17:21], в том числе, мобилизующий тело быть всегда готовым к молитве; бдение [Мф 26:29-45], в том числе, воспитывающее волю; смирение [Мф 11:29], в том числе, научающее ощущать себя ниже всякой твари, и также самое главное, причастие [Ин 6:53-56][Лк 22:19-20] [1 Кор 11:23-32], в воспоминание об Иисусе Христе, и в том числе через оставление грехов.
Осуществляющим все это, следует в полном смирении, с безусловной верой и надеждой ожидать, и быть готовым получить от Благоподателя благодатные дары, по Его Отцовскому ведению, и тогда, когда это будет необходимо и полезно подвизающемуся на этом поприще. Вот через все эти подвиги, а по другому их уже, зачастую, и не назовешь, к человеку возвращается утраченное целомудрие, пусть и не в полной мере, но хотя бы отчасти. Что и будет являться залогом участия, преображенных в нетленные энергии личностей, в делах Будущего Века. [1 Кор 13:1-8]
Вывод таков, что трудиться над собой придется до крови. "Отдай кровь и прими Дух", как говорят святые на своем опыте познавшие это. Ибо Царство Небесное нудится и нуждницы восхищают Его [Мф 11:12][Лк 16:16].
Бог всем нам в помощь, молитвами Богородицы и всех святых в Любви просиявших.
Аминь и Слава Богу!