Силы души человека
1. Разумная сила души (γνωστικον, rationale) также именуется словесной, мыслительной и познавательной. Она признается господствующей частью души. В своем неповрежденном состоянии разумная сила, - говорит свт. Симеон Новый Богослов (949-1022), - «здраво рассуждает и верно отличает добро от зла, и показывает определенно и властно, силе желательной, к каким вещам ей подобает склоняться желанием, какие любить, а от каких отвращаться; раздражительная же сила стоит между ними двумя, как благопокорный раб, готовый усердно служить их желаниям» (Слово 84).
2. Раздражительная сила души (παρασηλοτικον, irascile) есть ее чувствующая, эмоциональная сила. Свт. Василий Великий (330-379) называет ее душевным нервом, сообщающим душе энергию для утруждения в добродетелях. Этой части души святые отцы приписывают гнев и яростное начало. Однако в данном случае гнев и ярость означают не страсти, а ревность (рвение, энергию), которая в своем первозданном состоянии была ревностью к добру, а после падения должна использоваться как мужественное отвержение зла. «Дело раздражительной части души гневаться на дьявола», – говорят святые отцы. Раздражительная сила души также именуется сердцем.
3. Вожделевательная часть души (επιθυμητικον, concupiscentiale) также называется желательной (пожелательной) или деятельной. Она позволяет душе стремиться к чему-либо или отвращаться от чего-либо. К вожделевательной части души относится воля, которой свойственно действовать.
Как советует патриарх Константинопольский Каллист (†1363) «Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли. И свет ума никогда не помрачится в тебе. Гневу узда - благовременное молчание; пожеланиям неразумным - умеренная еда; неудержимости помыслов - единомысленная молитва» (Каллист и Игнатий Ксанфопулы, Наставление безмолвствующим).