|
Путь на Афон |
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; преподобные: Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит, Григорий Палама, Максим Исповедник; преподобные Макарие, Антоние, Афанасие; преподобные: Сергие, Серафиме, Ниле, Силуане и все святые молите Бога о нас!
[Ин 1:1-18] В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
Он не был свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете.
Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
Пришел к своим, и свои Его не приняли.
А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго.
Матушка Богородица, подсоби.
Мир вам братия и сёстры.
Человек существо умное по своей внутренней природе. Оно умное от рождения и по Замыслу. Оно носит образ подобный Троице в котором ум соединяется с Умом Отца, слово со Словом Сына, и дух с Любовью Святого Духа. Все эти ипостаси характеризуют человека с трех сторон его сущности. Можно определить личность по его мыслям, словам или делам. При этом мысли, слова и дела никак невозможно отделить одно от другого. Если дело дошло до завершения, то ему непременно предшествовала мысль оформленная в слово его конечной формой. Так обстоят дела у человека благоразумного, живущего по чину, и под водительством Отца Промыслителя и Благоподателя.
Отец же творит всегда, и только благое. Он неизменно вместе с благой мыслью подает и Силу Любви Святого Духа, что мы именуем также благодатью. За счет этой нетварной Силы Любви, мы и живем и движемся в Промысле Отчем. Так Жил Спаситель, Который показал нам на примере Своей Жизни, как следует жить по Воле Отца, и как преобразить свою искаженную грехом природу нашего естества, соделав ее нетленной для вечного блаженства.
Дух Святой сотворяет нашими руками те дела, которые мы должны соделать будучи послушными чадами Любящего нас Отца. В этом смысле наша жизнь начинает иметь смысл и особую ценность, так как уже здесь, во временном существовании, участвует в вечном Домостроительстве. Правильно настроенный ум не живет только для себя, но под управлением Отца и для других, что и характеризует его благоразумие. Задач для каждого из нас у Бога предостаточно, и значит наша свобода при этом абсолютно не ограничена, как не ограничивает Свою свободу и Сам Бог. Он все вверяет в наше пользование, будь мы в Его поле зрения. Там где Любовь Святого Духа, там полная свобода, и в первую очередь свобода от зависимости от оков страстного греха. Ибо грех способен заставлять человека прилепляться к нему, и становится зависимым через память и чувственные удовольствия тела, и души
Бог дает нам возможность избавиться от этого, ибо грех есть не что иное как болезнь души и тела. Бог дает нам свободу жить вне этой зависимости и не бояться смерти, которая лишь граница между миром видимым и умным. Человек существо богоподобное, и значит умом не ограниченное. Прилепись человек к Горнему Миру Троицы, и живи там в Любви и благоденствии. Забудь всякую паразитирующую на твоей природе тварь. Она ничто, и не имеет над тобой никакой власти. Кто отдал себя в руки Бога Живого, тот поистине живет как дитя в умозрительном мире любви и радости, которое ни о чем не тревожится и все принимает чистым сердцем, ибо Бога узревает во всем вокруг него происходящем. Будьте как дети незлобивыми и доверчивыми, и недалеко будет отстоять от престола Троицы, Который и будет находиться в вашем любящем и послушном сердце.
Научитесь отсекать всякую лукавую мысль, ибо она не от Бога, но принимайте все доброе и с любовью. Это и будет залогом вашего спасения от оков князя тьмы. Нам к Отцу на Небо, не забывайте об этом не на миг, и со вниманием проходите по пути возводящему на Вершину.
Ниже слова святых отцов, которые покажут нам, что ум человека это не падшая его часть, а главная в человеке ипостась. Если нет ума, то нет и человека. Кто сохранит свой ум в Уме Отца, тот поистине станет словом сына и будет иметь любовь духа.
+++
Как в человеке есть ум, слово и дух; и ни ум не бывает без слова, ни слово без духа, но всегда суть и друг в друге, и сами по себе. Ум говорит посредством слова, и слово проявляется посредством духа. По сему примеру человек носит слабый образ неизреченной и началообразной Троицы, показывая и в сем свое по образу Божию создание. Ум – Отец, слово – Сын, Дух святой – дух, как учат примерно богоносные Отцы, излагая догматическое учение о пресущной и преестественной Святой Троице, о едином в трех лицах Боге, и предавая нам сим образом истинную веру, как якорь упования.
прпеподобный Григорий Синаит
Сим же способом удостоверяемся и утверждаемся в убеждении, что Бог, создавший всяческая, Он же создал и нас, персть взем от земли, и даровал нам ум, слово и душу мысленную, сотворил нас по образу и подобию Своему, отгнал от нас тму неведения. И благоволил показать нам, хотя примрачно и некоторым образом как бы в тени, – то, что выше нас, изъясняя сие помощию того, что видится в нас самих. Так узнали мы, видим и веруем, что как Бог, создав тело, сотворил потом вместе (за раз) и душу, и ум, и самое внутреннейшее слово наше (ибо Писание, – говоря, что Бог создал человека, персть взем от земли, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и бысть человек в душу живу, – показывает, что вместе с душою были и ум наш и слово, ни одно из них не было прежде других, так как все три вместе едино суть и дарованы нам в едином дыхании жизни), как, говорю, в сих трех ни одно не было прежде другого, так как все три единого суть естества и существа, так и в Святой, единосущной и единочестной Троице ни одно лицо не было прежде другого. Бог – Творец образа, то есть человека, выну (всегда. – Ред.) триипостасен сый, никогда не имел ни одного из трех лиц, которое было бы прежде других, но три лица вместе суть един Бог, и опять, сие единое, то есть Бог равным образом всегда есть в трех лицах.
преподобный Симеон Новый Богослов
Аминь и Слава Пресвятой Троице, Господу нашему Иисусу Христу, Пресвятой Деве Богородице и всем святым в Любви просиявшим.
21 апреля 2021